Пыльный Баган и полет на воздушном шаре

<nobr>Ngapali-Yangon-night</nobr> <nobr>bus-Bagan-Monywa</nobr>

Ура! Сбыча мечт! Мы на воздушном шаре!
Ниже рассказ, как мы там оказались…

Нафталиновый автобус
То что в Мьянме уважают и любят нафталин было известно до начала поездки. Один товарищ, живящий в Бирме, писал, что здесь сильная влажность и куча разных вредителей типа моли и термитов, которые питаются тканью. Поэтому нафталин любят и не жалеют (его запах чувствуется даже в недешевых гостиницах). В Нгапали накануне вечером выяснилось, что самолет вылетает в 10 утра, поэтому покинуть отель предлагается в 8.45. Мечта некоторых поплавать в волне и повалятся на солнышке разбилась о график. Было совершенно ясно, что полтора часа в местном маленьком аэропорте — это перебор, но чужие традиции надо уважать. В общем, мы залезли в волну, кинули по паре монеток и поехали в аэропорт на смешном деревянном автобусе, расписанным под местную хохлому. Наш самый крутой отель под названием Пять дней без интернета Sandowey resort любезно зачекинил нас на рейс, фактически без нас. На самом деле с таким уровнем сервиса оставалась самая малость, сначала привозить багаж, чекинить пассажиров без пассажиров и привозить постояльцев за десять минут до вылета, тем более, что местный авиадискаунтер все равно опоздает (как обычно). В общем, в полдень мы оказались в столице. Наша цель новый эксперимент — купить билеты на ночной автобус до Багана. В местном аэропорте не оказалось ни одного представителя турфирмы (привет Тайланд!). Попытались купить билеты на авиаперелет — время вылета не устроило. Берем такси до автовокзала. Везут за 7 чатлов (7,2$). Езды на полчаса. На вокзале нам начинают неназойливо помогать, посылаем нафиг, выгружаем багаж и идем искать автобус почище. Тут нас ждет облом. Без интернета нет информации, где хороший автобус с рассадкой 2+1.
Есть только 2+2, у которого сиденья заметно уже (уже потом узнали название фирмы, которая продает билеты по формуле 2+1 — JJ — на фото). На вокзале настоящих слип-басов до Багана нет. Те м.б. они где то в природе и есть, но не этом автовокзале. Мы поняли, автобусы в Бирме (достойные белого человека) делятся на два класса — 1 класс (компоновка 2 кресла, проход, 2 кресла) и VIP (2 кресла, проход, 1 кресло). В VIP и места побольше и поудобнее. Обойдя пару компаний понимаем, либо выкупать 4 места, либо 2. Хохляцкая жадность и еврейская мудрость останавливается на варианте сами знаете каком. Мысль о том, что будут кондеить от души, берем теплые вещи — флиску, пуховик, кепки от солнца. В автобусе есть одеялка и жуткий запах нафталина. Я успокаиваю Машу: будет холодно и по ходу нафталин немного выветрится (так оно и было).

У нас в запасе есть четыре часа — автобус выезжает в семь вечера. Нас просят быть полседьмого. Мы берем такси и едем к центральному пруду и Шведогону. Дорога занимает около 40 минут. Есть локальные пробки из-за светофоров. Нас выгружают у местного зоосада. Все хорошо, но чаты заканчиваются. Рядом с зоосадом банкомат. Снимаем 150 чатов. В пересчете к рублям курс грабительский. Идем обедать в местечко под названием Signature. Разливное пиво Tiger по чату за кружку. Весь обед на двоих укладывается в 25 чатов. Идем гулять по парку. Для иностранцев вход платный — 2 чата (все представляющее интерес для иностранцев стоит денег). Дорожки в парке, похоже, не чинили со времен английской колонии. Как обычно в Азии, вокруг парка местные настроили кучу всякой фигни, которая является либо рынком либо жральней (либо тем и другим одновременно). В китайском варианте ресторана это будет бетонированная хлобудина (внутри кондей и дубарь и наглухо тонированные стекла, зачем все это строить в красивом месте?). Чувствуется родственность местных душ с российскими. Везде где можно и нельзя в парке запакованы дорогие тачки (в их понимании дорогие). По дорожкам, распугивая клаксоном посетителей парка, носятся неугомонные такси, объезжающие пробку. Мы сделали кружок вокруг пруда. По дороге встречались старые деревянные дома, но было похоже, что их век недолог. Везде где можно, идет стройка, плодятся безликие бетонные коробки а-ля Бангкок. Посольство Японии было наглухо замотано колючей проволокой.

Смотрим на часы — полтора часа в запасе, ловим такси. По визитке таксист привозит не на вокзал, а в еще один офис по продаже билетов центре города напротив церкви (там нам дурным и надо было покупать билеты, сэкономив денег на езде на такси туда-обратно и, что еще дороже время, но интернет в Мьянме такой интернет). Объясняем жестами, что нам надо дальше. Таксист соглашается нас везти дальше, но дороже, что логично. Едем. В городе вечерний траффик. Это конечно, не московский предновогодний бардак, но что-то московское здесь тоже есть. Полтора часа с учетом крюка в контору, хватает как раз. Учитывая состояние дорог (а в Мьянме дороги удивительным образом напоминают российские), то есть никто не ездит быстро — трясет. Все автомобили из Японии, но движение левосторонне, как у нас. После отмены колониального прошлого движение изменили в другую сторону. А автотранспорт как был б/у из Японии, так и остался, более того и новые авто закупают там же в Японии. У автобусов заваривают (sic!) старые двери и прорезают новые с другой стороны хода движения. Даже пункты оплаты расположены с учетом праворуких автомобилей. В грузовичках и пикапчиках перевозят массу людей. Люди висят гроздями на подножках. Часть из них едет на крышах. Мотоциклы запрещены в столице, но велосипеды и велорикши никто не отменял. Выезд из города занимает около часа. Дикая пробка из-за аварии мотоцикла и джипа с человеческими жертвами. Как и везде в Азии, едва тронувшись, транспорт с пассажирами едет на заправку. Как будто заранее не было известно, что автобус с номером хххх такого то числа не едет в Баган:) Из за тряской дороги Машуле после еды становится не очень. Грешим на еду в Signature. В два ночи автобус тормозится пописать и поесть. Я покупаю бананы и мангустины. И тут продавец, отобрав с десяток мангустин САМ отговаривает меня покупать их! Автобус прибывает в 4 утра. Темно, лишь навигатор показывает, что пункт назначения Баган. Уже потом при свете дня, когда мы вернулись опять к месту высадки, стало ясно что нас привезли к самой большой ступе в городе — Швезигону. Со всех прибывающих в Баган туристов взымается плата в 15$ с человека и выдается бейджик на веревочке. Так как мы приехали поздно и не на столь комфортном авто, то мы остались обезбейдженными. На большинстве ступ стоят контролеры, которые проверяют бейджы и если их нет, то они их продают. Но нам повезло — за все наше пребывание в Багане у нас так и не проверили бейджики!

Хоска
Автобус прибыл в Баган в полпятого утра. Что нам пора выходить было не очевидно. Навигатор показывал, что мы в Багане. Выгрузили в полной темноте. Мой горе-навигатор, знал, что это Баган, но не знал, что нас выгрузили возле самой большой ступы. Было холодно, не спасала флиска и куртка. Маша одела свой любимый пуховичок. Местные поверх свитеров натянули пуховики, шарфы, шапки и перчатки. У женщин очень популярен головной убор, который я тут же окрестил Чебурашкой. К нам подошел мужик и сразу начал что-то предлагать. Было ясно одно слово — хоска. Явно не автомобиль, который нам был нужен в эту минуту.
После пояснений выяснилось, что он втюхивал нам horse car — повозку с лошадкой. Типа очень дешево, причем насколько дешево я не понял. Он предлагал поехать встречать рассвет со всем нашим багажом вери чип. Тут же нам предложили пикап до нашей гостиницы, причем именно пикап. За столь комфортную доставку просили 10$, после торга цена упала до 7$ (на самом деле цена не более 5$), но очень хотелось в гостиницу и спать, а альтернативной доставки не было видно. Стояла машинка местная маршрутка — грузовичок, но как платить и как объяснить куда нам ехать, было непонятно. Минут через 10 мы въехали в гостиницу. Несмотря на ранний час нас поселили в наш номер. Amazing Bagan — отличная гостиница с очень приветливым персоналом. В ней мы прожили три ночи.

Полет на воздушном шаре и Баган
Одной из вещей, которые надо сделать в Багане — это полететь на рассвете на воздушном шаре, вечером шары летают один раз в неделю. Полететь стоит не дешево — чуть более 300$, но мы решили сделать себе новогодний подарок. Проблема в том, что заранее за два месяца через интернет оплачивать не хотелось, а по факту билетов не было. Мы встали в очередь ожидания, тех кто забронировал, но не выкупил билеты. Выгрузившись с ночного автобуса, мы поймали машину и доехали до Amazing Bagan. Несмотря на ранее утро (было около 6 утра!) нас поселили в гостинице! И в последнее наше утро пребывания в Багане появились билеты! В 6 утра мы выезжали летать, в 9 полет завешался и мы ехали на такси в Monywa (Мониву). За нами приехал смешной деревянный автобус без рессор. К нашему приезду уже были разложены шары. Потом устроили перекличку и разделили по шарам (в нашей точке вылета были 4 шара). Нас напоили кофе, слегка подогрели шары, чтобы они поднялись в воздух. Потом помощники перевернули корзину вертикально. Нам прочитали инструкцию — смысл которой — главное не дергаться и все будет хорошо. Мы полезли в корзину. Мы с Машей не торопились, были одними из последних и это было правильно. Нам достались отличные места. Корзина разделена на две половины, в центре главный управитель погоняло воздушного шара. Оставшаяся половина разделена еще раз пополам. Так как корзина ложится набок, то в ней есть сидушки, ты сидишь по ходу переворачивания корзины. Везде силовой каркас, как у раллийного автомобиля. Нам повезло — мы стояли лицом в первом ряду, напротив камеры. Все расселись, в шар с помощью горелки стали нагнетать теплый воздух. В какой то момент шар стал приподнимается над землей. Отпустили чалку, которая была привязана к автобусу. Мы медленно взлетели. Первый шар уже улетел от нас более, чем на 100 метров. Солнце уже взошло. В рассветных лучах шары мы гурьбой летели над древней столицей (12 шаров).
Мы облетели пару ступ на которых люди встречали рассвет (пару дней назад мы сделали это сами) и наш управитель кричал им что-то, они кричали в ответ, мы как сумасшедшие махали руками. Было прекрасное чувство эйфории. Мы то поднимались вверх, то опускались до самой кромки полей, ниже верхушек ступ. Многие местные увидев шар, бросали работу и провожали взглядом наш полет. Мы пролетели над старым городом, шар пошел на посадку. Помощники внизу, координируемые по рации, помчались к месту посадки. Шар коснулся земли и через минуту на нем повисли люди. Они зафиксировали шар, оттащили подальше от столбов и деревьев, развернули на поле защитный ковер, на который уложили тонкую оболочку шара. После этого мы по очереди вылезли из корзины. Участникам путешествия налили по бокалу шампанского и выдали дипломы о совершении путешествия.
Мы поделились впечатлениями, расселись в автобус и нас развезли по гостиницам.

Нас уже ждало такси, которое мы заранее заказали в турфирме. Как и везде на Юго-Востоке, турфирмы очень любят перепродавать своих клиентов, оставаясь при этом в выигрыше. Нас тоже перепродали двум ловким водилам. В первый и единственный раз пребывания мы так быстро ездили по дорогам Бирмы (до 120–140 км/ч). За три часа мы долетели до Monywa. Там уже был зарезервирован по телефону номер в Win Unity. Свободные номера были в наличии. Мы выбрали с видом на озеро. Сначала нас попытались заселить поближе к дороге, но после просьбы переселили в самый тихий уголок. Немного нас удивили постояльцы этой гостиницы. Их можно было разделить на две категории: туристы (небедные) и очень богатые местные мужики. Необычность этих мужиков напоминала наши лихие «90»-ые. Адидасы, малиновые пиджаки, черные БМВ. Местные носили схожий прикид и ездили на тонированных Лексусах и Крузерах.

Мы спросили в гостинице: можно ли взять такси до пещер Phowintaung? Можно сказали нам радостно! Берем, сказали мы. Когда мы приехали и заселились, то на часах же было больше двух часов дня. Такси приехало ближе к трем. От города до пещер более 2 часов плохой дороги! По данным этого сайта, пещеры расположены всего в 20 км! Мы приехали к пещерам, когда солнце приблизилось к горам и стало давать длинные тени. Все туристы (если они были) уже уехали. По пещерам нас поводила милая девушка. Почти все статуи Будд заперты в клетки. От обезьян, которые сбиваются в стаи и безобразничают в пещерах. Два часа в пещерах пролетели незаметно. Настали сумерки. В город вернулись в полной темноте. Весь день без еды. Сходили в ресторан напротив Golden Orange Restoraunt. Так себе, едали лучше. Очень много москитов — ресторан то над водой! На следующее утро у нас был долгий путь — в Мандалай (по Киплингу).